Чудесный осенний день! За окном неделю льет дождь, небо серое и бесконечно затянуто облаками. Отличное время, чтобы углубиться в воспоминания о чем-то теплом и душевном, а еще лучше: смешном или познавательном.
        Знаете, какой вопрос чаще других задают многодетным родителям? Конечно, после вопросов:  «А зачем так много?», «Это был ваш осознанный выбор?», «Вы, наверное, верующие?», и  «Вы, видимо, мальчика хотели?».  Правда, после рождения Дуни все чаще спрашивают: «Вы, наверное, двух мальчиков хотели, для ровного счета?».  Так вот, откинув любопытствующих о работе репродуктивной системы нашей семьи, чаще всего меня спрашивают: «А как вы их воспитываете? Какой методики придерживаетесь?»
        Методика…Слово такое, сильно травмирующее мою психику. Метод – это больше про дрессировку что ли. Я понимаю суть этого вопроса и понимаю, что люди от меня ждут чудесного свода правил, где будет расписано все: от поцелуев в макушку 6 раз в день до цвета одежды к воскресному обеду. На самом деле, в двух словах о том, как мы живем с детьми, и кто кого воспитывает, не рассказать. Попробую систематизировать.
        Первый ребенок – «ребенок-эксперимент» Честно скажу, никаких специальных книг я не читала, причин тому несколько. Во-первых, я уже училась на психфаке и была вся из себя такая умная, закончив полтора курса к тому моменту. Все знала про детей (ведь два экзамена по детской психологии сдала на пять!) , а лекции мне читала сама Гиппенрейтер. А во-вторых, в 19 лет мыслей на тему: «Как же мне воспитывать свою дочь» почему-то не было вообще. С Марией мы сразу общались "как с человеком", поцелуев было несчетное количество: и ножки, и ручки, и пузико. Но сказки, стихи и рассказы об окружающем мире велись тоже с первого дня. У нас не было никаких «би-би» или «ав-ав». Все называлось своими именами, ничего не скрывалось.  Доченька очень рано стала говорить, поэтому в год мы уже нагружали ее изучением стихов и детских песен. В три года Маша получала конкретные ответы на все свои вопросы. А побочным эффектом маминой работы с беременными стало то, что вопрос: откуда берутся дети и зачем человеку лейкоциты, перед ней не стоял вообще никогда. Анализируя и вспоминая, мне становится смешно. В два года я воспринимала ее, как совершенно взрослого человека, с которым можно говорить чуть ли не на равных. Ужас! Но я, правда, видела ее такой. И вот на этой волне мы совершили главную ошибку – отдали Машу в школу в 5,8 лет. Сейчас я уверена: совершить такую глупость можно только с первым ребенком, которого видишь и воспринимаешь совсем иначе, нежели всех последующих. Не буду долго рассказывать о плюсах этого поступка, в одном виню себя: вынудила дочь раньше повзрослеть. Наверное, в тот момент, когда это поняла, я совершила другую ошибку: перевела отношения в разряд «подружки» и сейчас уже понимаю, что это тоже можно совершить либо с первым, либо с единственным ребенком. Старшенькая - самая, конечно, избалованная и «залюбленная». Ей разрешалось и прощалось все. Чем Маруся только ни занималась: от вязания до музыки, от рисования до конного спорта. Мы не давили, не проявляли порой нужной твердости, в итоге ей быстро все надоедало и становилось скучным.  Сейчас ей 16 лет, она студентка. И потрясающий человек: очень умный, всесторонне развитый, талантливый абсолютно во всем! Ей легко даются технические науки,  творческие предметы и иностранные языки,  она музыкальная, подвижная, с чудесным ощущением прекрасного.  Вот и получается, что, анализируя, я вижу сплошные ошибки, а результат получился превосходный.
        Второй ребенок – «работа над ошибками». Я мечтала о настоящей девочке: с косичками, куклами и любящей посидеть у мамы на коленках. Глаша с рождения существовала в более спокойном режиме. Мы не таскали ее везде с собой, не возили по гостям и ресторанам, как делали это с Машей.  Все чаще она проводила время в тишине и покое дома. Ее много носили на руках, играли в спокойные игры. У Глаши удивительно глубокий и пронизывающий взгляд. С первых минут после ее рождения я понимала: надо вкладываться в интеллектуальное развитие, вперед к чтению в год, различению цветов в пять месяцев и всем другим модным нововведениям. Никакого хаотичного воспитания, ведь я к тому моменту прочитала уже множество книг, изучила все существующие методики развития. С шести месяцев ребенка стали развивать с размахом «УЖЕ полгода - ПОРА развиваться». Обучали по Доману, Монтессори и куче еще всего, что мне казалось интересным и прогрессивным.  Почему-то в год Глафира не заговорила и в два - не особо, а вот ближе к трем ее прорвало. Тексты лились из ее уст, и в тот же момент ребенок потянулся к книгам. Ей было абсолютно все равно, что читать: от «Колобка» до «Большой Советской Энциклопедии». Но больше всего ее занимали книги о животных, а еще лучше - насекомых, букашках, жуках и пауках.  В 4 года дочь попросила сделать короткую стрижку, роскошные волосы мешали лазить по кустам и ловить всякую гадость. У Глаши потрясающая память, она запоминает любой материал после одного прочтения, и неважно: экономическая ли это статья о бюджете РФ, наполненная цифрами, или  поэма Блока. Она читает все запоем. Она совершенно не девочка-барышня, а скорее наоборот, этакая ходячая энциклопедия. Все куклы были с презрением закинуты в дальний ящик или отданы в обмен на Лего. Единственная задумка, осуществленная мной: Глаша всегда любила и любит сейчас посидеть рядышком с мамой и посекретничать о линьках змей или новой книге «Котов-воителей».
        Третий ребенок – «подведение итогов» Когда рождается третий ребенок, да еще с приличной возрастной разницей по отношению к старшим, им просто хочется насладиться. Малыш становится центром вселенной, этакой всеобщей игрушкой. Все чаще замечаешь, как с ним сюсюкаешься, и хочется просто подержать его на руках. Я же ненормальная мамашка–наседка, поэтому не могу расслабиться. Я волнуюсь о первых зубах, удержании головы и о том, когда ребенок, наконец, сядет. К этому периоду я учла все свои ошибки с грудным вскармливанием, воспитанием и обучением и решила: третий ребенок будет гармонично развит, в полном и максимальном приближении к маме. Степа всегда был со мной. Опираясь на опыт старших, я решила, что активная социальная жизнь - это правильно для ребенка, он много в себя впитывает, учится быть общительным и открытым с первых дней. К полутора годам Степан побывал в пяти странах,  а первый раз полет совершил в 2,5 месяца. Мы очень много ему пели, рассказывали, сочиняли истории. К сожалению, на развитие речи это не смогло повлиять из-за проблем со здоровьем после стремительных родов. Но я уверена на 100% , что мы сформовали ему богатый запас слов пассивной речи. А самое главное, наш мальчик социально весьма активен. Он легко идет на контакт с людьми, без страха и стеснения. Это было особенно важно, учитывая, что до пяти лет он не говорил по причине задержки речевого развития.  Сейчас ему шесть, он бегло читает, пишет, любит считать и решать примеры. И совершенно точно могу сказать: моя цель достигнута. Я насладилась этим малышом и даю ему наслаждаться детством, никуда не торопясь.
        Четвертый ребенок – «любовь и расслабление». Я делаю выводы только количеству собственных детей. До сих пор в шоке, когда говорю или думаю:у меня четверо детей!  Но уже сейчас я знаю: Дуня будет воспитана семьей! У меня три совершенно разных и при этом замечательных ребенка.  Я и сама молодец, у нас очень умный и креативный папа, чудесные родственники.  Я не загадываю наперед, но на день сегодняшний знаю: мой метод воспитания состоит в том, чтобы стать примером своим детям, видеть в них личность, учитывать их интересы и особенности, не давить, не пытаться их ломать. Мой метод - это безграничная любовь, и, быть может, баловство.  Уважение к старшим, оберегание малышей, понимание того, что в большой семье кроме «хочу» есть и еще и «надо». Мой приоритет – «пытаться договориться» и не доводить до наказаний.  Быть примером детям - огромная ответственность, совершая то или иное действие, я помню об этом.
        Я совсем не идеал. Я вижу много огрехов и проблем. Нужно, вероятно,больше развивать детей: от кружка по фото до посещения художественных галерей.  Но мой опыт показывает: иногда лучше сесть и всей семьей лепить пельмени, или просто проваляться всем вместе целый день в постели. Воспитание для меня - это умение слышать детей, и совсем не обязательно делать это ушами. Все чаще и очевиднее для меня, что главное здесь - ощущать душой и понимать порой без слов.
        «Какого метода воспитания вы придерживаетесь, воспитывая своих детей?» Я не знаю ответа на этот вопрос, и метода никого нет, но есть, на мой взгляд, отличный результат, а значит - мы на верном пути.



Скачать приложение на мобильное устройство

Популярные записи