Речь - этап развития, который в разной степени волнует каждого родителя. Мы ждем первых слов ребенка, возможности получать от него ответы на наши вопросы. Если спросить родителей: «Когда ребенок должен заговорить?» Самый частым частым ответом будет детский возраст от года до полутора лет. Цифра взята из рассказов наших бабушек, дескать, нас они к полутора годам уже книги читать научили. Кроме того, для многих мам колоссальное значение имеет сравнение с окружающими. Если кто-то написал, что его ребенок заговорил, мы начинаем активно стимулировать и своего. Но самый главный аргумент в этом вопросе – мнение экспертов. «Добрые» доктора-неврологи смотрят на родителей большими глазами, если узнают, что в полтора года малыш не говорит от 30 до 50 слов.
        Где истина? Во-первых, у каждого истина своя. Есть нормы, разработанные неврологами, психологами и логопедами. Эти показатели достаточно сильно отличаются. 
        Психологи говорят о том, что двухлетний ребенок должен изъясняться не менее, чем 20ю полноценными словами, то есть: собака, кошка, дверь, банан - понятные окружающим и не требующие расшифровки. Внимание, это важно: если к двум годам этот показатель не достигнут, никто не делает заключений, лишь предлагают подождать 3-5 месяцев. После чего повторно проводится оценка речи и развития других высших психических функций, при помощи специальных методик. Если слов по-прежнему мало, но остальные навыки соответствуют возрасту, дают еще одну отсрочку - до трех лет, после чего заключение о проблемах в развитии речи и варианты их решения осбуждаются совместно с логопедом.
        Логопеды благосклонны к нам в этом вопросе. Они предлагают вот такое определение «норм»: 
✔ 1 год - ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звуковой комплекс, обозначающий предмет/действие/человека);
✔ 2 года - появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог; 
✔ 2,5-3 года  - ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах; 
✔ 5 лет - годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно;
✔ к школьному возрасту ребенок овладевает практически всех сложной системой практической грамматики
        У неврологов - своя классификация, которую я не стану описывать.Не могу точно сказать, на чем она строится. Вполне возможно, что в свои нормативные 30 слов они включают и «му», и «ав» На самом деле, меня больше волнует реакция мам на заключение врача. Пройдя диспансеризацию и узнав, что - ужас! - у ребенка отставание в развитии, так как в свои полтора года не произносит заветные 30 слов, мамы готовы на все. Они начинают пичкать ребенка серьезными препаратами, далекими от не понятия витаминов, ведут 1,5–2-летних детей на микростимуляцию мозга током…
        Дорогие мамы, папы и другие родственники, умоляю как психолог, как мама четверых детей: подумайте, прежде чем что-то делать! Узнайте мнение двух-трех специалистов! И помните, что в вопросах речи невролог не самый главный специалист. Своей слепой верой одному специалисту вы можете нанести малышу серьезный вред на всю жизнь!
        Несколько лет назад, я наткнулась на табличку, автор которой, к сожалению, неизвестен, но его критерии оценки мне близки. Сверяйтесь по ней, и, думаю, вам станет спокойнее.
Возраст ребенка
Нормы развития речи

месяцев
Воспроизведение звуков с интонацией
Реакция на свое имя
Реакция на голоса других людей без визуальных подсказок, поворот головы и взгляда к источнику звука
Ответ надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
12 месяцев
Использование одного или нескольких простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
Понимание простых инструкций, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
Осознание социального значения слова
18 месяцев
Активный словарь около 5-20 слов
Словарь состоит в основном из существительных
Частый повтор слова или фразы снова и снова
Употребление большого количества жаргонизмов с эмоциональным содержанием
Способность выполнять простые команды
24 месяцев
Способность назвать целый ряд объектов из своего окружения
Использование, как минимум, двух предлогов,  как правило: в, на, под
Составление коротких предложений, в значительной степени по модели "существительное-глагол", длина предложений  1-2 слова
Примерно 2/3 того, что сказано ребенком, понятно взрослому
Активный словарь примерно 150-300 слов
Объем и высота голоса плохо контролируются
Иногда правильное использование местоимений “Я” и “Ты”. Хотя “Мне” и “Я” часто путают
Появление понятий “Я” и “мои”
Реакция на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”
Задает вопросы “Что это?”
36 месяцев
Правильное использование местоимений “Я” и “Ты”
Использование редких слов в множественном числе и в прошедшем времени
Знание, по крайней мере, трех предлогов, как правило: на, под, за
Знание основных частей тела, способность показать их и назвать
Активный словарный запас около 900-1000 слов
Около 90% из того, что ребенок говорит, должно быть понятно взрослым
В речи начинают преобладать глаголы
Понимание простых вопросов, связанных с окружающей средой и деятельностью
Понимание и способность ответить на такие вопросы, как: “что ты должен делать, когда ты сонный, голодный, холодный или хочешь пить?”
Знание своего пола, имени, возраста, адреса, имен родителей
Не стоит ждать, чтобы ребенок ответил на все вопросы, даже если он их понимает
48 месяцев
Знание названий знакомых животных
Навык использования в речи, как минимум, четырех предлогов или способность продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
Знание названий общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
Знание одного или нескольких основных цветов
Способность повторить 5 цифр
Способность повторить слова из четырех слогов
Демонстрация понимания понятий "над" и "под"
Понимание таких понятий, как "больше", когда видит соотношение большого с маленьким
Легкое следование простым командам
Частый повтор слов, фраз, слогов и даже звуков
60 месяцев
Использование большого количества спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
Знание основных сенсорных антонимов: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
Способность считать до десяти
Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
Знание всех гласных и согласных букв
Повтор предложения до девяти слов
Способность назвать бытовые предметы, с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
Выполнение трех команд, которые даны одна за другой
Знание своего возраста, адреса и имен ближайших родственников
Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
Ориентирование в днях: завтра, вчера, сегодня
Речь в целом грамматически правильная

лет
Знание всех дней недели и легкое ориентирование во времени
Речь полностью понятна и общественно полезна
Умение составлять связный рассказ по картинке, видеть связи между объектами и событиями
Активный словарный запас более 2000 слов
Ребенок задает вопросы типа “Почему”, “Зачем”
Активное расширение словарного запаса

        Итак, речь - это прежде всего – высшая психическая функция. За речь отвечает определенный участок в головном мозге. Именно с этим связано, что например,
гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга)

могут нарушать этапы и скорость развития речи. Но речь формируется, несомненно, под воздействием социальных факторов, общего здоровья организма человека и нормальных условий его жизни. Поэтому есть и так называемые, внешние факторы:
общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний , в том числе простудных, и осложнения после них);
неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
нарушения речи окружающих взрослых(речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь - «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).
        Мы рассмотрели причины задержки речевого развития, но как помочь ребенку заговорить качественно и вовремя?
✔ Начинайте формировать речь - пока еще пассивную - во время беременности. Да, я знаю: для многих дико «разговаривать» с животом.  Тогда слушайте музыку чаще, ведь это возможно? Старайтесь общаться с окружающими вас людьми без эмоционального накала, используя как можно больше слов.
✔ Говорите с ребенком с рождения. Пусть вы думаете, что он вас не понимает. Это формирование пассивного словаря. Все, что вы вложите в него до трех лет, вы получите после. Ставьте песни, аудиосказки. Общайтесь сами, привлекайте папу и всех приходящих в дом. Говорите как можно больше!
✔Следите за наполняемостью своей речи. Не удивляйтесь, что если в доме часто используется мат или сленг, именно с этого и начнет ребенок, тем более, что эти слова короткие и легкие для повторения.
✔ Нагружайте ребенка впечатлениями! Не сидите в четырех стенах. Гуляйте, общайтесь, встречайтесь с друзьями и путешествуйте – все эти ситуации способствую развитию речи.
✔ Не ставьте ребенку диагнозов. Говорит он в год стихами или нет - это совершенно не означает, что он будет умнее или глупее, чем его сверстники.
✔ Делайте как можно чаще, с рождения, массаж рефлекторных зон кистей рук и стоп. Это может быть и ритуалом при засыпании и просто методом расслабления малыша. Это стимуляция зон мозга, отвечающих за речь.
✔ Тактильный контакт с близкими важен не меньше словесного. Новорожденного берите на грудь, на живот папы; хорошо, если кожа к коже. Все это стимулирует развитие эмоциональной сферы малыша, и речи - в том числе.
✔ Мелкую моторику можно и нужно развивать не только массажем. Кубики, камушки, собирание риса со стола (приготовленного, разумеется) - все это помогает в развитии. И не всегда для этого нужны дорогие игрушки, порой достаточно маминой фантазии.
✔ Давайте всему нормальные определения и названия«Это кот. Кот говорит: «Мяу». То есть сразу используйте в описаниях полноценные слова. Убирайте все эти "биби"," пипи" и другие сокращения.
✔ Не кричите (мне кажется, я говорю это в каждой статье), будьте позитивны к ребенку. Крик и регулярные физические наказания - доказано - тормозят развитие речи
✔ Ближе к полутора годам привлекайте ребенка и игре «Повтори». Говорите короткие слова много, много раз, как бы шутя, и предлагайте повторить. Если получилось - хвалите, нет - не страшно. Повторение – мать учения. Говорите вновь и вновь.
✔ Положительная мотивация. Никогда - вы слышите?! -Никогда не используйте стимуляцию через отрицательноеНапример, «Хочешь банан? Скажи: "Банан!", пока не скажешь - не дам». Вы тормозите развитие ребенка таким образом. Даже если он и выдавит из себя нечто похожее на требуемое слово, то позже может дать откат и даже логоневрозы.
✔ Хвалите ребенка за достижения и старайтесь его понять! До двух лет не стоит мучать ребенка абсолютно точным произношением слов. Главное - чтобы он вообще пытался их произносить.
✔ Убирайте по максимуму гаджеты, либо, если используете, то показывайте все «говорящее» Время Tiny love прошло. Мультфильмы должны говорить! И лучше повторять одни и те же слова как можно чаще.
✔ Если у вас близнецы или погодки, имейте в виду,  что для них чуть-чуть другие нормы и они могут начать говорить позже.
Если вашему ребенку более двух лет, и он говорит менее пяти полноценных слов, начните с полной диспансеризации с посещением логопеда и психолога. Для спокойствия.
        Да, я знаю: порой говорить самой тяжело.  Но поверьте:  скоро, очень скоро вы станете слушателем и будете просить малыша: «Помолчи, дружок, минутку». Терпения вам и мудрости, дорогие родители!




Скачать приложение на мобильное устройство

Популярные записи