О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие отечественные психологи. Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что, потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в личной ситуации. Свободу ему дают произвольность и опосредованность психической жизни. Ребенок начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает "логика чувств". Кроме того, появляется способность к обобщению собственных переживаний: только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать, что это ему нравится, а это - нет, не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого. За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, "опосредствованным" определенными правилами.
        Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника. Надо заметить, что, согласно теории Выготского, возрастные кризисы - это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.
        Кризис семи лет - один из действительно существующих кризисов на этапе развития ребенка. И вновь, как и в 3 года, кризис приходится на сложное время в жизни ребенка, ибо в нашей стране принято именно в этом возрасте отдавать детей в школу. Называя возраст "семь лет", мы помним, что в зависимости от индивидуальных темпов развития, характера и темперамента, речь может идти о периоде 5-8 лет. У девочек обычно, это возраст около шести лет, у мальчиков семи-семи с половиной. 
        С чем связан данный кризис и каковы его симптомы? Связан, разумеется, с этапом созревания личности. Мы говорим, что ребенок полностью осознает себя как личность: у него есть свои интересы, круг общения, приоритеты, у некоторых - вполне серьезные планы на будущее. Определенный круг детей такие планы несет на протяжении всей жизни и успешно реализует в будущем. Но все происходит не в ми. Прежде чем малыш-дошкольник "вдруг" взрослеет, у него на протяжении пяти-восьми месяцев могут проявляться ниже описанные симптомы.Если в 3 года мы говорим о том, что у ребенка появляется Я, то в 7 лет у ребенка появляется «Я социальное". ВАЖНО: у одних может проявиться всего один симптом, у других - вообще ни одного. Бывает, что этот возраст проходит гладко. Если у ваших детей нет проявлений, не надо их искать!
✔Замечается повышенная плаксивость. Родители говорят, что ребенок "заводится" с полуоборота и психует по любому поводу. 
✔Ребенок может стать стеснительным, а некоторые, наоборот, перестают ощущать рамки и границы, а также чувство опасности. 
✔Появляется много страхов даже у весьма отчаянных детей. Многие начинают посреди ночи приходить к родителям, боясь темноты. 
✔Вполне сговорчивых ранее детей начинает загоняет в тупик необходимость делать выбор. Они не знают, чего хотят, и переживают психоз по этому поводу. 
✔Может нарушиться режим сна и аппетит. Родители говорят, что дети становятся жуткими консерваторами. Одни едят только макароны, другие - пищу конкретно цвета. То же можно заметить в одежде или игрушках. 
✔Дети тяжело вступают в новые контакты с другими детьми. Затевают драки, становятся обидчивыми и агрессивными. 
✔Могут наблюдаться и другие проявления. 

Что делать, нужна ли помощь ребенку, и, если да, то как ему помочь? 
✔Не думайте, что ваш ребенок совсем большой. Ему нужны внимание и поддержка. Говорите с ним, расспрашивайте о том, как проходят дни. Знайте, как зовут его друзей и расписание его занятий, например, в детским саду. 
✔Если возраст позволяет, вы видите у ребенка много выше перечисленных симптомов и понимаете, что он находится в тяжелом периоде развития, подумайте о том, чтобы отложить поступление в первый класс. 
✔Не напрягайте детей подготовкой к школе. Это большая дополнительная нагрузка, без которой вполне можно обойтись. В этом возрасте по-прежнему важна игровая деятельность. 
✔А вот спорт очень полезен. Он учит детей справляться с эмоциями, агрессией и гневом. 
✔Давайте детям и другие инструменты:от рисования до боксерской груши, - как средства контроля над своими чувствами. 
✔Помогите ребенку принимать определенные роли. Например, роль проигравшего. Обычно именно это ребенку пережить сложно. Хорошо подходит способ - быть судьей, когда играет кто-то другой. Это позволяет понять, что можно быть вторым, и это не страшно. 
✔Не старайтесь ребенка "ломать". Это возраст, когда важно быть другом и защитой, поддержкой и опорой. "Хочет есть одни макароны? Пусть ест", - говорят педиатры. Если есть переживания, давайте комплексные витамины. Хочет ходить только в зеленом? Уступите. Поверьте: это мелочь, которая важна для его психологического развития. 
✔Страхи - то, что важно не упустить. Страхам уже посвящена одна из статей на этом сайте. 
✔Исключайте из своего лексикона фразы: "Ты уже большой, не ной, ты что - малыш?!" Поверьте, пройдет лишь несколько месяцев, и он сам вам скажет: "Я уже большой". Сейчас окажите ему поддержку, дарите объятия и поцелуи. 
✔Продумайте ваш совместный досуг. Согласно статистике, дети, чьи родители максимально вовлечены в их жизнь, много ездят, путешествуют, играют вместе, переносят этот возраст гораздо спокойнее.
        И маленькие секреты:
✔ Чтобы не вызвать метаний при выборе, как и в период трехлетнего кризиса, предлагайте лжевыбор. "Ты хочешь желтые носки или белые? Ты хочешь поехать в зоопарк или остаться дома?"
✔Если ребенок уже школьник или готовится им стать, не портите отношения уроками. И вам, и ему эти крючочки совершенно не сдались, а стену непонимания вы выстраиваете серьезную. 
✔Помните: кризис пройдет, а то, как вы себя повели, останется между вами надолго. Любите ребенка, читайте книги и уделяйте ему время. 

Многих проблем можно избежать, если грамотно выстраивать отношения уже с года: с рамками и границами, без жестких наказаний, умея говорить и слышать свое чадо!

Скачать приложение на мобильное устройство

Популярные записи