Я против оценок вообще, не только в первом классе. Считаю, что оценка – абсолютно субъективное понятие. Градация от 1 до 5 не оставляет возможности существования полутонам, учитывать все особенности процесса выполнения заданий. Кроме того, с каждым годом оценки все чаще используются как метод наказать ученика за поведение, выразить личную к нему (или его родителям) неприязнь. Конечно, так происходит не во всех школах. Однако на протяжении 12 лет обучения своих детей именно такую картину я наблюдаю все чаще. Ведь даже единого, понятного всем, стандартна оценивания не существует. Вот решил ребенок пример, ответ верный, оценка 3 - за что?! «Цифры, - говорит преподаватель, - написаны некрасиво». Кто решил - где грань красивого написания? Именно с этой точки зрения, оценка недопустима в творческих предметах: ИЗО, музыке. Мой племянник имел стабильное «неудовлетворительно» по ИЗО. Ну, не нравилось учителю его творчество, а мне, например, очень нравилось, - и что? Где стандарт? Подруге моей дочери с большим усилием удалось исправить двойку итоговую «двойку» по музыке. Что интересно: по всем остальным предметам у девочки «пятерки». А комментарий учителя: "Она плохо поет". То есть,  дело не в том, что песня не выучена.
        Мое и всей моей семьи мнение: оценка ничего не значит, важны знания. Хоть сто «двоек» поставьте - если я проведу анализ и увижу, что ребенок знает - он молодец! Мои дети знают: могу наказать за ложь! Низкая оценка не повод расстроиться, просто сообщи о ней честно. Мне нравится в этом плане Вальдорф, где учится Глаша. Там дети сами разбирают работы и решают: чья лучше выполнена. Сразу отвечу, почему Степан учится не там. Мое мнение таково: начальная школа играет важную роль в формировании определенных границ и рамок. Если учитель нормальный, то он палку не перегнет. Если перегнет - мы знаем, куда уйти. Формирование рамок дозволенного, необходимость занять свое место и определенную роль, наверное, слабо осуществимы в домашнем обучении. Я говорю о своих детях: все они, кроме Глаши, нуждаются в публике и «аплодисментах» (обратной связи). Им полноценный социум; дополнительных занятий, спорта и домашнего дурдома уже не хватает. 
        Теперь о заданиях.
        В первом классе дети проходят адаптацию на протяжении трех-четырех месяцев; даже те, кто пришел из детского сада. Школа - это совсем иное пространство, и ребенок затрачивает много сил на адаптацию в нем. Если бы речь шла о том, чтобы выучить стихотворение – пусть так. Но родители хотят «выжать» из ребенка 105%, а 100% - уже мало! Начинается бесконечная, выматывающая тренировка в написании палочек и крючков. Ничего, что через несколько лет школьники большую часть заданий выполняют на компьютере, и почерк автоматически утрачивает свое значение. Почерк – индивидуален, как манера рисовать, как тембр голоса, как темп ходьбы! Задания в том виде, что существуют сейчас, портят отношения между детьми и родителями, и это плохо. Родители не замечают надлом в отношениях, а я постоянно встречаюсь с его последствиями по роду своей деятельности. "Она учится плохо мне назло!"  Ну почему назло?! Неужели тетрадки с отличными оценками стали важнее, чем ребенок?!
        Когда задание подразумевает чтение или процесс творческий – это здорово!  Но творчество не значит "задание для родителей" или "поиск в интернете". Читать, находя ответы в книгах – вот это задание прекрасное!
        В этом минипортрете многие родители узнают себя, даже если признаваться вслух не хочется:
- вернувшись с родительского собрания, бежите к своему чаду в раздраженном, а то и разгневанном даже, состоянии;
- на родительском собрании считаете нормальным обсуждать детей поименно при всех. Молчите, если говорят, что все дети - "ленивые, тупые идиоты " (реальная история в классе Маши); 
- в день рождения желаете "хороших оценок, быть примерным учеником"; 
        Я тоже такой была, пока однажды не посмотрела на происходящее со стороны. Теперь:
- после собрания рассказываю только планы и позитивные новости, особенно на ночь!
- детей в классе поименно не обсуждают, только в индивидуальном порядке.И, к счастью, сейчас в классах обоих детей ситуация именно такая; 
- в день рождения желаю здоровья и интересных мечтаний.
         Кстати, мои дети всегда выполняют домашнее задание самостоятельно. Не вмешиваюсь, не позволяю этому испортить наши отношения. Качество выполнения заданий при этом – отдельный вопрос, но это уже про мотивацию. 
         Никого не призываю верить мне и ни в коем случае не осуждаю сторонников обратной позиции. Расскажу только еще один пример из жизни своей семьи.
Сегодня по каналу «Карусель» шел мультфильм про пчелку Майю. Она слепила цветок, а все остальные - элемент для сот. Майя спросила учителя: «Красиво ли получилось?» - «Красиво, но не практично. Мы делаем всё по инструкции и повторяем друг за другом". Мой сын посмотрел и говорит: "Я бы слепил цветок, я не хочу, как все. Я только помочь могу тем, кто сам не может".
        Вот и я хочу, чтобы дети могли сами, но и помочь были готовы. Жизнь по шаблону? Неплохо, но пусть придут к этому сами. Иногда и плыть против течения бывает полезно. 


Скачать приложение на мобильное устройство

Популярные записи