«Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» Этот призыв о помощи часто приходится слышать детским психологам. Порой родители сами ставят этот диагноз ребенку, иногда «помогают» воспитатели детских садов, врачи или психологи. Но что же на самом деле гиперактивность? Как распознать, и как помочь своему малышу?
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребёнком в первые месяцы жизни, и т.д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Есть и второе название – СДВГ – синдром дефицита внимания.
На что сразу хочу обратить внимание. Врач невролог, психолог или психиатр не поставит это диагноз до 5-6 лет! Всегда странно видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года.
О чем мы еще должны договориться. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности больше времени, положенного по возрасту (в пять лет – это 15-20 минут на один вид, например, рисует спокойно 15 минут), тяжело засыпает, «ерзает», сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение – начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и по результатам, возможно, назначит терапию.

Так, а теперь о том, с чем идут к психологу:
- с малышами до 4 лет;
- с тем, что ребенок не сидит на месте;
- не хочет играть один;
- проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол;
- плохо спит, часто просыпается;
- слишком активен в понимании мамы.

Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими, «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш – особенный, и развивается по своему сценарию; я предложу вам мини-тест, ответы на который будут «ДА» или «НЕТ»:
1. Вашему ребенку меньше пяти лет?
2. Ваш ребенок может заниматься одним делом (которое ему интересно) 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?
3. Ваш ребенок спит более трех часов подряд во время ночного сна?
4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?
5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу? Находясь, при этом, в стуле или на руках?
Если хотя бы 4 из 5 ответов «ДА» – у вас просто активный малыш: все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу СДВГ.

Разобрались? Что же делать? Если вашему ребенку поставлен диагноз, то начать коррекцию с невролога. Терапия, которую он проводит, поможет ребенку уравновесить нервную систему и взять ее под контроль. Ему станет легче в обучении, в принятии решений, уходит тревожность и раздражительность. После этого детский психолог сможет подсказать вам комплекс упражнений для регуляции внимания. Часть из них я опишу ниже.
Это классическая схема, которую вам посоветуют:
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

А теперь советы тем мамам, у чьих детей, на самом деле, нет проблемы!
1. Позвольте ставить диагнозы врачам.
2. Примите, что ребенок развивается в движении – ему это жизненно необходимо.
3. Посмотрите на себя, буквально, лучше с помощью фотографий и видео, и так же разберите поведение вашего мужа. Вы спокойно, тихо сидя в кресле, проводите свое время, вам нравится часами заниматься одной и той же деятельностью? Нет? Ой, может быть это ВАШ ребенок?
4. Если вы хотите, чтобы ребенок вас слышал и выполнял то, что вы просите, делайте это правильно. Инструкция должна быть краткой и немногословной. Она должна состоять из очень конкретных и понятных ребенку шагов.
5. Уменьшайте количество запретов! Это то, что вносит противоречие и сумятицу в детские головы. Жизнь в клетке из запретов вынуждает с ними бороться всеми доступными методами!
6. Давайте ребенку время! Это очень важно! Прежде чем добиться результата, предупреждайте 3-4 раза с интервалом в 5 минут. Это позволяет подсознательно принять и услышать ваше требование.
7. Не давайте сто заданий сразу. Это сложно. Дробите их не мелкие части.
8. Ограничивайте гаджеты и мультики. Это мешает адекватному восприятию информации ребенком!
9. Думайте о самооценке ребенка, прежде чем сделать замечание и сказать, что не так; задумайтесь на секунду о том, какой вред это может ему нанести в будущем!
10. Несмотря на все, что я уже сказала, этот пункт очень важен. Активному ребенку нельзя жить во вседозволенности! Помогайте вашему непоседе с детства формировать рамки и границы – это очень важно. Но заранее продумайте как это сделать, не создавая клеток, о которых мы писали выше. Самое лучшее – рамки, выставленные при помощи игры или сказки, когда малыш делает выводы сам.
11. Давайте обратную связь. Ребенку это важно всегда, а тому, у кого все внутри бурлит, – особенно!
12. Придерживайтесь режима дня, особенно если ваш кроха такой с раннего детства. Цикл жизни очень помогает такому малышу.
13. Если ребенок говорит и может поддержать беседу, сочиняйте с ним сказки диалоги! Это очень здорово помогает разобрать ситуацию и привлечь внимание малыша!


Скачать приложение на мобильное устройство

Популярные записи